Как помочь ребенку избавиться от страхов?

Мы поговорили немного о неуверенности. Но, как я упомянула, это лишь поведенческий признак того, что на самом деле происходит внутри ребенка. Так же, как и агрессия. Часто за неуверенным поведением стоит низкая самооценка. А порой какой-то и вправду сильный страх.



Страхи, как обратная сторона агрессии


Дело в том, что страх тоже может быть обратной стороной агрессии. Возвращаясь к нашим качелям, обнаруживаем перевертыш "агрессия-страх". Тот, кто всех пугает, может быть одновременно и тем, кто сам очень пугается. И наоборот, человек, который не осмеливается сделать какое-либо действие, способное защитить его, может накапливать нешуточную злость внутри. Если есть сильный страх, - значит, возможно, где-то есть сильная угроза, агрессия внутри самого ребенка или извне.


Угроза бывает банально внешняя (покусала собака - боится теперь человек всю жизнь собак). Если ваш сын - трусишка, нельзя исключать, что он пережил когда-то реальную угрозу. Чтобы догадаться, от кого или от чего была угроза, надо для начала посмотреть, чего парень боится. Высоты: может, свалился когда-то с кроватки больно. Или впечатлился слишком подробным репортажем об авиакатастрофе, такое тоже бывает. Называется «вторичная травматизация», то есть случилось не с тобой, но ты был напуган тем, кто сильно напугался или оказался более или менее причастен к происшествию. Боится врачей: скорее всего, был страшный опыт взаимодействия с людьми в белых халатах, которые в тот момент казались угрожающими, или банально болезненный укол, подкрепленный сильными пугающими эмоциями. Боится учительниц: какой-то опыт взаимодействия его мог напугать ранее. И необязательно с учительницей, может быть, просто со взрослой авторитетной тетенькой, с мамой, к примеру. Если боится других мальчишек - такое случается, что кто-то из них успел больно обидеть или напугать, когда еще не было опыта защищаться или не хватило сил. Или просто какой-то человек обидел, напугал, сделал когда-то беззащитным - и теперь всех людей надо бояться, в том числе и мальчишек. В общем, если и правда есть страх после когда-то случившегося конкретного испуга, то ваш сынок просто слишком способен к обучению. Что это значит?


Как преодоление страха помогает усваивать знания?


Некоторым из нас для того, чтобы усвоить какое-то знание, надо несколько раз пережить один и тот же опыт, например, произнести стихотворение раз пятнадцать, чтобы его выучить. Или раз пять понадеяться на одного и того же человека, который все пять раз вас подвел, чтобы усвоить, наконец, что нельзя на него полагаться. А ребенок ваш, если боится после острого и одномоментного испуга, значит способен усвоить знание с первого раза. Достаточно было укусить одной собаке - и он уже боится всех собак. И тогда один из способов коррекции страха - эту его обучаемость использовать. Дать ему другой, противоположный, успешный опыт, который позволит ему заново обучиться, что такие ситуации могут и хорошо заканчиваться. Например, пережить опыт, что дать сдачи не страшно и даже потом приятно, и никто больше не полезет, и погордиться собой можно. Для этого лучше новый опыт победы переживать в безопасной обстановке. Например, на родителях потренироваться. Даете ли вы, уверенные в себе и сильные родители, чаду возможность вас победить? Часто ли мальчик может одержать верх в споре или отстоять свою позицию с папой или мамой? Бывало ли, что вы хоть раз признали свое поражение? Попробуйте.


Коррекция страхов


Хотя с любым достаточно сильным страхом в девяносто девяти случаях из ста нужно работать в присутствии специалиста по работе со страхами. Очень велик риск нанести еще большую травму, и тогда загнать агрессию еще в более глубокую бездну, откуда выход все сложнее и сложнее, а часто и вовсе невозможен. А страх заполонит все оставшееся свободное место в душе. Лучше не рисковать, обратиться за помощью и делать это очень аккуратно и постепенно, обеспечивая полнейшую безопасность для ребенка во всем и страхуя его. И тогда потихонечку возможно от последствий испуга избавиться. Иногда это срабатывает. Если кроме него ничего не способствовало закреплению такого страха. Но чаще - нет. Ведь не все дети одинаково реагируют на укус все той же несчастной собаки. Кто-то напугается на всю жизнь, а кто-то помажет зеленкой и забудет через час. Как правило, ситуации испуга предшествует и сопутствует много других важных факторов и обстоятельств: общая базовая неуверенность в безопасности мира, отсутствие надежной эмоциональной поддержки, просто переезды, разводы, болезни, недостаточность тепла близких, даже голод может повысить ощущение тревоги и готовность среагировать на незначительную опасность. И многое-многое другое.


Оказывается, страх тоже может быть симптомом чего-то большего. Если приглядеться, можно отметить много любопытного в детском страхе.


Какие функциональные роли выполняют напуганные дети?


Как показывает практика, чаще всего напуганный ребенок выполняет важную функциональную роль для семьи.


- К примеру, если у мамы нет особого смысла в жизни, помогает маме сохранять свою нужность: ей же надо теперь сынка оберегать, волноваться за него беспрестанно, тревожиться - вроде тогда ей есть зачем жить.


- Или если папа подумывает уйти из семьи, такой напуганный ребенок помогает его удержать: как же его бросить, он ведь такой беззащитный.


- Или помогает бабушке не оставаться в одиночестве: надо ж провожать внучка, со школы встречать, посидеть в темноте с ним, пока не уснет - вот и при деле.


- Или напомнить родителям, что нельзя уделять все внимание только одной младшей сестренке, раз она недавно родилась: надо все равно как-то делить тепло между обоими, «ко если вы думали, что я уже большой, самостоятельный и мне вашей любви не надо - вот вам, пожалуйста, симптом! Побегайте теперь вокруг меня!»


В общем, страх, как и агрессия, и любое другое поведение ребенка может быть ключиком к тому, что происходит в семье. Если рассматривать поведение ребенка как симптом общего семейного недуга, то можно догадаться, в какую сторону нужно двигаться дальше, чтобы произошли изменения.


Это мы говорили всего лишь об испуге, о случившейся однажды внешней реальной угрозе.