Дисциплина и домашние правила

Внутри любой группы людей, вольно или невольно, существует хотя бы минимальный свод правил, законов и норм поведения. Никому еще не удавалось избежать того, чтобы соблюдение или несоблюдение даже части таких правил длилось бы бесконечно долго и не имело бы своих последствий. Разумеется, какими будут эти последствия - это как раз и зависит от того, какие правила были соблюдены человеком, а какие проигнорированы. Зачем я об этом говорю? Я говорю о правилах потому, что стремлюсь поделиться с тобой, уважаемый Читатель, своим мнением о том, что есть такое дисциплина и почему, с моей точки зрения, она вполне может дружить с моей и твоей любовью к нашим детям.
Неоднократно я сталкивался со встречным резонным аргументом. Звучит он примерно так: «Ну зачем ребенку может понадобиться соблюдать какие-то правила. Ему чем проще, тем лучше. Не ограниченная никакими рамками свобода - вот к чему стремится душа ребенка. Тем более, как тогда могут не то чтобы дружить, а просто ужиться - дисциплинирование ребенка и моя любовь к ребенку, которого я же в чем-то вынужден ограничивать? Как могут быть партнерами те, у кого разные цели?».
Аргумент этот, может, и выглядит уместным, но не отражает действительности. Вот что сами дети говорят о том, в чем заключается суть их воспитания взрослыми:
Олесе пять лет. Вечером она «пожаловалась» маме об обстановке в ее детском саду.
Олеся: Мне достался самый шумный детский сад в мире. Так все дети сегодня кричали, что у меня даже голова разболелась!
Мама: Что же у вас такое случилось, что все дети очень кричали? Олеся: Как обычно - все кричали, чтобы мешать воспитательнице нас воспитывать. Мама: Что значит это: «мешали воспитывать»? Олеся: Ну, мешали дети воспитательнице учить нас делать хорошие дела. Теперь поняла? Мама: Теперь поняла. А вас воспитывают, чтобы вы умели делать хорошие дела? Олеся: Конечно! Плохие дела дети и сами умеют делать!
Дело в том, что сами дети нуждаются в том, чтобы в их жизни существовала ясность. Чтобы будущее, хоть в какой-то мере, могло быть прогнозируемым самим ребенком. Ведь это же так нормально - чувствовать себя в безопасности, понимать от чего именно зависит это ощущение и уверенность в том, что и в дальнейшем все останется на своих местах. На самом деле дети сами ждут, что кто-то извне окажет им посильную помощь в том, чтобы разобраться с тем, как поддерживать статус-кво в своей душе и каким должен быть порядок вещей и событий в их жизни. На сохранение такого гармоничного своего душевного состояния дети готовы тратить свои силы, возможно, они готовы к этому даже больше, чем их родители.
Думаешь - это моя фантазия? А ты вспомни, как ребенок играет в первые свои, пусть короткие, но уже сюжетные игры. Эти игры во многом стереотипны. Девочка, укладывающая спать свою куклу, точно соблюдает последовательность всех вечерних мероприятий: ужин, купание, надевание пижамы, сказка на ночь. И попробуй сделать что-то не в рамках традиционной процедуры.
Ребенок возмутится: «Это неправильно! Сначала надо, чтобы кукла легла в постель, а потом уже читать ей сказку». Ставшие привычными для ребенка представления о порядке вещей и ходе событий, хочешь ты того или не хочешь, складываются в определенный режим, и ребенку очень трудно от этого отказываться. Да и само чтение сказки - примечательный процесс сам по себе.
На начальном этапе ребенок сказку слушает. Потом просит прочитать ее снова и снова, и еще разок, и еще, ну хоть половинку ее. Потом, когда самой маме сказка о Красной Шапочке успела опостылеть, ребенок остается настойчив в своем требовании соблюсти порядок и услышать именно эту сказку. Он изучает ее подробности, вникает в детали сказочной истории, и не дай тебе Господи пропустить страницу или даже одну фразу поменять местами с другой. Даже малыш немедленно определит, что нарушен привычный и так нужный ему порядок вещей.
Почему нужный? Потому что знакомое, уже познанное ребенком, им воспринимается как наивысшая степень безопасности. Новое - часто непонятно на первом этапе (на этапе знакомства). А то, что непонятно, то чаще всего пугает. А от того, что пугает, инстинктивно хочется отказаться, исправить, вернуть ситуацию в узнаваемые границы.