Принципы наказания детей

Ситуация



Трехлетние Мариша и Аня поссорились, играя во дворе. Сначала обзывали друг друга плохими словами, потом одна бросила в другую ведерко, другая сыпанула песком в лицо. Мама Мариши оттащила девочку в сторонку и отшлепала ее. Мариша заплакала.


- Ну, зачем вы так? - вступилась за девочку бабушка Ани. - Вот мы Анечку никогда не бьем. Это непедагогично.


- А спускать то, что ваша Анечка песком в глаза бросает, - это педагогично? - запальчиво возразила мама. - Вот она вас слушает и на ус мотает. А вы ее даже не пожурили.


- Анечка, ты ведь знаешь, что песочек бросать в лицо деткам нельзя? - ласково спросила бабушка девочку.


Аня, насупившись, молчит.


- Попроси извинения у Мариночки, - не унимается бабушка. - Ну что ты молчишь?


- Не буду! - Аня ковыряет ножкой песок.


- Она первая начала.


- Вот видите, к чему приводит излишняя мягкость, - торжествует мама Мариши. Дочка за ее спиной по-прежнему рыдает.


Наказание по всем правилам


Эта ситуация знакома многим родителям. Что же делать - объяснять ребенку, что он поступил неправильно, или молча прибегнуть к наказанию? Разумеется, наказание, как и поощрение, нельзя вычеркивать из набора воспитательных инструментов. Однако стоит твердо соблюдать несколько важных правил.


Во-первых, в возрасте до 2 - 2,5 года наказания не приносят результата - ребенок, осваивающий предметный мир и первые социальные отношения, еще не знает разницы между правильным и неправильным поведением и не всегда может руководить своим поведением. Поэтому в любых ситуациях, когда он что-то делает не так, достаточно просто отвлечь его от неправильных действий, переключить внимание на что-то другое. Если ребенок старше 5 лет сознательно причинил боль - физическую или моральную - другому, тогда можно прибегать к сильным методам воздействия.


Во-вторых, в возрасте 3 лет и старше, когда ребенок уже сможет понимать смысл наказания, придерживайтесь важных общих принципов:


Наказывать надо не личность, а поступок, поведение. В 4 - 6 лет ребенок не может установить связь между абстрактной категорией и поведением. Никогда не говорите: «Ты - плохой мальчик!» Говорите: «Ты совершил плохой поступок!»


Наказание не должно унижать личность ребенка. Не используйте бранных, грубых и унижающих достоинство слов.


Наказание должно быть понятно ребенку и значимо для него.


Наказание должно быть соразмерным проступку, то есть справедливым.


Наказание должно иметь временные рамки, которые надо объявить ребенку.


Наказанием должны заканчиваться все неправильные поступки; оно не должно назначаться время от времени и зависеть от настроения родителя.


При очередном наказании не надо вспоминать все предыдущие проступки ребенка.


Принципов наказания должны придерживаться все члены семьи одинаково. Нельзя допускать, чтобы отец наказал, а мама тут же простила - это покажет ребенку возможность манипулирования родителями.


В этом вопросе, как и во многих других проблемах воспитания, все упирается все в ту же простую вещь - насколько родители понимают и чувствуют ребенка. А это, в свою очередь, опирается на заложенную с самого раннего возраста эмоциональную связь. Она позволит вам сразу понять, если капризы и непослушание ребенка вызваны начинающейся болезнью. В это время он может хныкать, отказываться от еды или прогулки, проситься на ручки и т.п. Конечно, такие ситуации должны приводить не к наказанию, а к большему вниманию.


Но это отнюдь не означает, что родители должны постоянно сюсюкать и неустанно ласкать ребенка. Форма эмоциональной близости может быть и грубовато-мужская (у отца) и нежно-женская (у матери). Но за ней должно стоять абсолютное приятие ребенка со всеми его особенностями, проблемами и недостатками. И если эта связь будет установлена в детстве, а затем переходить в новые формы по мере взросления, на нее можно будет опираться в воспитании, не перебарщивая ни с лаской, ни со строгостью.


Другими словами, вы должны знать и чувствовать своего ребенка - и определять дозу наказания так, чтобы оно было ему на пользу.