Как сверстники влияют на сложного ребенка?
Если все не так критично и все ваши недовольства связаны с тем, что вам не нравится, как одевается мама кого-то из парней или то, что он не учится в музыкальной школе, - это другое дело. Возможно, рано еще бить в набат. Можно подождать, присмотреться. Как правильно оценить друзей сына? А вдруг это как раз те настоящие друзья, которые на всю жизнь? И когда-то вдруг именно они помогут в безвыходном положении, заступятся в битве, вытащат из депрессии или безденежья, пойдут на свадьбу к вашим будущим внукам или просто не дадут вашему сыну остаться в одиночестве, без опоры в большом и противоречивом мире? Когда-то, когда вас не окажется рядом или вы вдруг не сможете этого всего ему предоставить.
И если вас все же эти доводы не утешили и беспокойство не унимается - остается задуматься, что конкретно вы готовы в этой ситуации делать? Станете ли вы вторгаться в личное пространство сына, нарушая его право выбирать себе друзей, которое каждый нормальный парень будет неистово отстаивать. Прежде, чем принимать решение, предлагаю рассмотреть ситуацию с разных сторон.
Можно ли стать другом своему ребенку?
Чем она может быть опасна, вы, я думаю, уже в красках себе представили. А чем она может быть полезна? Можно попробовать понять, что именно привлекает вашего сына в его друзьях. Как только поймете, задумайтесь, можете ли что-то из этого вы сами предложить ему. И если вы сможете это дать сами, тогда, как вариант, может сын этим удовлетворится и не будет искать этого так неистово во дворе? Например, не хватает ему одобрения и признания достоинств дома или в школе, тогда он должен совершать какие-то поступки, которые обеспечат признание у тех, кто окажется рядом в подъезде. А в подъезде признание получить можно не за то, что помыл за собой посуду или сделал уроки, а за какие-то и самому приятные вещи, часто, кстати, рискованные или запретные. Это не значит, что бесполезно и не нужно хвалить за посуду. Как раз очень даже нужно. Я верю, что чем больше будет удовлетворена потребность мальчика в самоутверждении - тем меньше будет он стремиться ее удовлетворить с помощью асоциальных действий. Вы уверены, что рассмотрели и предложили все возможные варианты для подросткового самоутверждения? Разрешили ему ходить на байдарках? Поддержали стремление заниматься современными танцами? Постарались устроить поездки на каникулы в места или с людьми, которые откроют ему новый мир и позволят парню гордиться тем, что он «там-то бывал» или «с такими общался»? Здесь поле для родительского творчества неиссякаемо.
И отговорки, что «ему никогда ничего не надо» не проходят. Наша задача - помочь найти или поддержать те варианты, которые его заинтересуют. А еще лучше - заинтересоваться тем, что он сам нашел, если это хоть мало-мальски социально-приемлемая деятельность.
Но в то же время надо понимать, что обеспечить ребенку максимум возможностей для самореализации - вещь необходимая, но все равно недостаточная. Все заработанные медали, аплодисменты, ваше внимание, поддержка и одобрение - очень снижают активность в поиске этой самореализации в свободном взаимодействии с другими подростками. Но в полной мере исключить это стремление не удастся. Задача у вашего ребенка усложнилась: ему необходимо получать признание не только у взрослых, как было раньше, но и у ровесников. Оценки только родителей или учителей теперь недостаточно. Помните, стараться одобрять его каждый день изо всех сил надо, но, как бы ни старались, вы не замените сыну сверстников.
Друзья, с которыми предпочитают общаться сложные дети, с вашей точки зрения, могут быть не всегда идеальными. Решение - расширьте круг общения своего ребенка.
Тайный мир
В наши дни процесс воспитания совсем иной и, я бы сказал, пугающий, потому что влияние сверстников не поддается контролю взрослых. Мобильные телефоны, электронная почта, социальные сети - это практически невозможно отследить.
Многие сложные дети живут в двух мирах: мире сверстников, где им необходимо быть крутыми и свойскими, и в мире семьи, где они могут оставаться маленькими и совершать ошибки, я уже писал об этом. Не стоит ждать, что дети будут вести себя одинаково среди сверстников и среди взрослых.
Правило трех «н»
Самое главное - познакомьтесь с их друзьями и приятелями. Зная, кто они, и по возможности познакомившись с их родителями, вы обеспечиваете себе намного более сильную позицию. Правило трех «н»: найдите, накормите и начните дружить с ними.
Не забывайте, что влияние со стороны сверстников может быть как позитивным, так и негативным. Крепкие, добрые отношения с друзьями вашего ребенка увеличивают шансы на то, что влияние станет позитивным.
Влияние со стороны сверстников, волнующее родителей
- Ты все еще девственница?
- Попробуй этот наркотик. Так круто!
- Как насчет того, чтобы взять эту тачку и погонять ночью?
- Ты толстая, садись на диету.
- Ты такой страшный.
- Так классно пошататься вместо школы.
Этого достаточно, чтобы не дать родителям спать по ночам. Мир дружбы для многих детей - в действительности мир жестокой, мстительной конкуренции. Люди (не только дети) наговорят много неприятностей вашему ребенку, особенно если он относится к разряду сложных.
Влияние сверстников на сложного ребенка
Сложные дети восприимчивы к влиянию других, особенно самые раздражительные из них. Учите ребенка различать высказываемое мнение и реальное положение вещей. Объясните, что есть мнения, которые большинство других людей не разделяют. Попросите ребенка поделиться своим мнением, а потом обсудите, является ли оно реальным. Например:
- Какой цвет тебе нравится больше всего?
- Ты считаешь, что этот цвет всем нравится? Хорошо, если ребенок скажет «нет». Но если он скажет «да», отреагируйте:
- Вот как? Ладно, давай проведем опрос в твоем классе. - Да ну, не стоит...
- Вот именно, не стоит. Ты бы убедился в том, что кому-то этот цвет нравится, а кому-то нет. Твой любимый цвет - это только твое мнение, любимый цвет твоих друзей - только их мнение. В других вопросах происходит точно так же.
Есть еще одно упражнение, которое я предлагаю детям, которые болезненно относятся к мнению приятелей по поводе их внешности. Я выдаю им несколько фотографий из журналов и прошу оценить красоту запечатленных на них людей по десятибалльной системе. Потом предлагаю сравнить баллы с баллами Других.
Попытаться убедить ребенка, что красота - это просто чье-то мнение, не всегда легко. Но зато можно Убедить их в том, что не все из того, что говорят другие люди, - правда.
Скажите своему ребенку: «Не верь всему, что говорят о тебе другие. Если ты по-настоящему обеспокоен, проверь это, опросив других людей».
Влияние сверстников в разном возрасте
В дошкольные годы дети настолько поглощены игрой, что практически не испытывают влияния сверстников. На этом этапе основное - поделить игрушки и внимание.
В первые годы начальной школы формируются дружеские группы - обычно отдельно мальчики и отдельно девочки. Здесь присутствует своя иерархия - кого можно приглашать на вечеринку или в гости с ночевкой, а кого нельзя.
В пятом-шестом классе группы девочек более сплоченные, более избирательные и более выраженные с точки зрения статуса, чем группы мальчиков. Здесь важна степень физического развития («Ты слишком толстая»).
Вносите разнообразие
Ослабить негативное влияние сверстников можно не только путем знакомства с друзьями ребенка, но и путем разбавления этого влияния. Круг общения ребенка следует расширять - это не только помогает воспитывать сопротивляемость дурному, но и делает маловероятным то, что ребенок собьется с истинного пути (когда круг его друзей ограничен, такое вполне возможно). Вносить разнообразие в жизнь ребенка (а следовательно, расширять круг общения) помогают следующие стратегии: кружки и секции, путешествия, расширение общения с родственниками, перемена школы, а иногда (в особых случаях) и перемена места жительства.