Взаимодействие детей внутри семьи
Ситуация
В семье ждут радостного события - маму увезли в роддом. Какое счастье, наконец-то трехлетний Ванечка добился того, о чем он просил весь год: у него появится братик! Он взволнован, беспрерывно спрашивает папу, когда же, наконец, привезут домой братика, где он будет спать, как с ним можно играть и т.п. Самую любимую свою игрушку приносит и кладет в приготовленную для братика коляску.
Папа доволен, все опасения о том, что Ваня будет ревновать, не будет любить малыша, не оправдываются. Значит, они с женой все сделали правильно: рассказывали Ване о скором прибавлении в семье, давали ему потрогать мамин живот, в котором брыкался братик, вместе придумывали имя для новорожденного...
И вот мама и братик дома. В хлопотах и тревоге проходят первые недели - маленький плохо спит, у него болит животик, папа не высыпается по ночам и ходит усталый, маме нездоровится, и она почти не находит времени для старшего ребенка - с ним занимается приглашенная на это время бабушка.
И Ванечка вдруг становится непослушным, агрессивным, ссорится с бабушкой, капризничает. А о братике говорит самые гадкие слова, которые только знает. Родители в шоке - что случилось с их милым ребенком?
Обычно появление первенца вызывает бурю эмоций у родителей. К его появлению задолго и очень ответственно готовятся, ходят на курсы будущих мам и пап, читают литературу, часто заранее продумывают стратегии воспитания, договариваются о принципах и правилах, которые будут соблюдать, чтобы ребенок вырос счастливым - и самым-самым!
Будущие родители очень волнуются, как у них все получится, испытывают страх, тревогу, остро реагируют на каждый звук, издаваемый ребенком, на каждый прыщик на его щечке, обрушивают на него лавину любви и внимания... Нередко и увлекаются какой-то «продвинутой» системой воспитания. Они полны настойчивости, часто хотят видеть результат своих родительских трудов незамедлительно, огорчаются, если ребенок не оправдывает их ожиданий, не показывает безупречных результатов во всем. Это часто сказывается на характере и поведении ребенка - чувствуя нетерпение родителей и ожидание результатов, он чаще нервничает, ошибается, порой становится нерешительным, пугливым.
Появления второго ребенка ждут, как правило, куда спокойнее. Вооруженные опытом, мама и папа меньше волнуются, меньше обращают внимания на мелочи, спокойнее реагируют на различные трудности, не ждут чудес и от ребенка. Вторые дети обычно спокойнее и увереннее, не стремятся во что бы то ни стало оправдать ожидания и оттого больше преуспевают - раньше начинают говорить и ходить, реже болеют и т.п.
Возможность сравнения часто не в пользу первенца. И нередко родители озвучивают ее: «Вот молодец Петя! Сразу начал кушать ложкой сам. Не то что Павлик!» или «У Наташи зубки начали резаться раньше, и она почти не плачет. А Леночка, помню, нас изводила - плакала ночи напролет». Вряд ли подобные сравнения добавят теплых чувств к младшему брату или сестре.
Кроме того, с появлением второго ребенка у первенца прав и возможностей становится гораздо меньше, чем было. Но он в таком возрасте, когда ему еще очень далеко до усвоения высот этики и культуры взаимоотношений между людьми. Он просто не понимает, что происходит.
Время родителей, которое только что принадлежало ему безраздельно, теперь делится даже не пополам, а заведомо в пользу маленького. Раньше он мог на радость маме и папе, бегать, кричать, петь, прыгать, ездить по квартире на велосипеде. А сейчас папа выскакивает из комнаты, где мама только что с трудом укачала маленького, с глазами, готовый растерзать старшего сына за то, что он начал петь любимую папину песню. А любимая мама страшно сердится, когда он подходит к кроватке братика, чтобы изучить, потрогать, как же тот сделан: какие у него глазки, ушки, животик...
Объективно начинает теряться та близость, которая была между ребенком и родителями, тот нерушимый союз, который, казалось, ничем и никогда не будет разрушен или даже слегка поврежден. И ему понятно, кто в этом виноват. Конечно же, этот противный, крикливый, красный, лысый братик, который отнял у него папу и маму!
И вот старший ребенок пытается восстановить справедливость, избавиться от ненавистного соперника. Один сует в пеленки жесткую щетку. Другой кладет на личико плачущего малыша подушку. Третий двигает кроватку к открытому окну, чтобы выбросить младенца из квартиры... Сколько страшных историй могут рассказать любые родители, дети которых родились с разницей от 2 до 5 лет! Но и маленький месяца в три-четыре уже чувствует, кто и как к нему относится. И попробуйте потом изменить эти отношения, если они сложились не с грудного возраста.
Не спешите возмущаться и обвинять старшего ребенка в жестокости и равнодушии - по большому счету тут нет ничего удивительного. От родителей требуется очень большая тонкость и педагогическое мастерство, чтобы ребенок, которому предстоит пережить такую перемену в жизни, оказался готов к ней. Проблема состоит в том, что мы не учитываем особенности психологии маленьких детей, полагая, что достаточно объяснить все как следует - и он должен понять. И опять делаем типичную ошибку, подменяя его сознание, его чувства своими, взрослыми.