Развитие детского образовательного телевидения
Первые программы образовательного телевидения 1950-1960-х годов характеризовались преобладанием «говорящих голов» в кадре: учитель на экране, пользуясь обычными средствами, такими, как доска и картинки, говорил, смотря прямо в объектив камеры, то есть прямо на целевую аудиторию, на учеников. Программы были простыми, не творческими и совсем не реализовывали потенциал телевидения. Тем не менее даже простое присутствие телевизора в классе оказывало эффект за счет своей новизны, особенно в отдаленных регионах и среди детей низшего класса, у которых не было телевизора дома.
В те дни перед образовательным телевидением стояло много преград. Учителя на экране, которые могли быть отличными специалистами в своем деле и в своих классных комнатах, не были профессиональными актерами и актрисами и часто чувствовали себя скованно перед камерой, а также чувствовали себя оторванными от реальных детей, которые обычно сидели прямо перед ними. А школьным учителям учителя на экране казались угрожающими, и поэтому они не всегда включали в свой курс обучения. И естественно, многие исследования только что внедренного образовательного телевидения показывали, что польза от его использования очень незначительна. Обнаруженные достижения списывали скорее на в стилях обучения, а не на используемые средства.
Конечно, этот вывод не отрицал возможности того, что, при определенных условиях обучения, определенная группа детей может научиться большему от телевидения, чем от учителя, или наоборот. И все же этот вывод говорил о том, что в общем случае надежды обнаружить разительные отличия между двумя этими средствами не оправдывались.
Развитие детского образовательного телевидения
В то же время несколько экспериментальных проектов, разработанных специально для улучшения достижений в учебе, оказались успешными. Эти проекты были запущены в одном из городов в восточной части США в конце 1950-х, в отдаленных деревнях Японии в начале 1960-х, в Дели, Индия, и в Колумбии в середине 1960-х. В этих проектах основной акцент делался на главенство классного учителя, в то время как телевидение было лишь дополнением к нему. Учителя руководили показом и осуществляли контроль над их использованием в своем классе. Некоторые могут сказать, что не телевидение как средство информации привело к улучшению учебного процесса, а значительные в инновационные образовательные программы и в педагогические кадры как таковые. И все же можно с уверенностью утверждать, что мудрое использование образовательного телевидения может быть достаточно эффективным для достижения целей образования. Мудрым применением можно считать тот случай, когда уникальные характеристики и потенциал телевидения используются по максимуму, а не ставятся в конкурентные условия с личностью учителя. Например, телевидение может дать наглядное представление о каком-то явлении, что учитель не способен сделать физически; оно может переместить детей в самые разные места по всему миру; оно может привести в класс специалистов и талантливых ученых; оно может обогатить учебную рутину сменой места и обстановки. Телевидение может показать детям внешний, по отношению к ним, мир в динамичной и привлекательной форме.
Изменение парадигмы общественного телевидения
Однако в ранние годы его существования ситуация с образовательным телевидением не была такой уж радужной. Исследования вновь и вновь, что если детям предоставляется выбор, то они неизбежно предпочитают коммерческое телевидение образовательному телевидению. Стало ясно, что для того, чтобы образовательное телевидение смогло существовать, необходима его полная трансформация - нужно было сместить его фокус с школьного обучения на более широкую область детям качественного телевизионного, который расширял бы их кругозор и стимулировал к деятельности и при этом нравился бы им. Определенный прорыв в этом смысле произошел, когда в Нью-Йорке появилась телекомпания CTW, хорошо известная во всем мире своей революционной программой «Улица Сезам». Немного позже мы обсудим CTW подробнее, но сейчас достаточно упомянуть, что CTW совершила переворот в общественном сознании и отношении всего мира к возможностям качественного общественного телевидения.
Изменение парадигмы общественного телевидения включало в себя следующие аспекты: применение форматов и жанров коммерческого телевидения, привлечение психологов и экспертов в области образования на стадии производства, обращение к особой тематике с хорошо определенными и достижимыми целями; выделение особых целевых аудиторий; включение социальных и образовательных целей и т.п. В результате были созданы инновационные образовательные программы, которые следовали по стопам рекламы, викторин, остросюжетных фильмов, драм и телешоу. Таким образом, они делали образовательное телевидение привлекательным и интересным, что достигалось еще и за счет включения в них элементов, которые делали учебу веселее (музыка, юмор, стихи, мультфильмы и т.п.). Предметная область этих программ была безграничной: от изучения цифр и букв до таких ценностей, как толерантность, до всех форм; от знакомства с картой мира до борьбы с наркотиками. В этих программах обучение и образование осуществлялось в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Целевую аудиторию составляли дети и школы, а также семьи в целом. Таким образом, образовательное телевидение переместилось из класса домой и стало частью повседневной жизни семьи.