Как наладить отношения с окружением ребенка
Очень часто предметом семейных конфликтов, когда ребенок перешагнул барьер 10-12 лет, может быть категорическое нежелание родителей видеть в кругу друзей ребенка отдельных ребят или целую их компанию. В познавательном плане стоит учесть, что именно в этом возрасте у детей в очередной раз меняются объекты для подражания, кумиры своего рода. Если в дошкольном возрасте это были мама и папа, то в младшем школьном главными объектами интереса и подражания становятся дети старшего возраста или даже сверстники. А подростковый период жизни человека знаменует себя тем, что именно среда возрастных ровесников играет теперь первостепенную роль в мироощущении и самооценке ребенка. Быть одним из них, быть признанным, быть частью группы ровесников - это принципиально важный вопрос для подростка. Вторжение в эту сферу взрослых, которые пытаются в приказном порядке изменить круг общения своего ребенка, натолкнется на агрессивное сопротивление с его стороны. «Вы меня не понимаете, а они понимают. Вам нет дела до меня, а им есть. Мне с ними интересно, а с вами нет!» - в резкой форме может сообщить родителям старший школьник. «Тебя по вечерам не бывает дома. Я не знаю, чем вы занимаетесь. Я запрещаю тебе идти в эту компанию», - возражает родитель и вводит запрет со своей стороны. Увы, но это факт - подросток выберет свою компанию. Если нет тревожных симптомов (употребление алкоголя, столь актуальное сегодня в нашей стране раннее знакомство с наркотиками), то будь терпелив, даже снисходителен к тому, что сейчас сверстники и сверстницы стали более значимы для твоего ребенка. И если уж стараться попасть в среду теперешнего обитания ребенка, то лучше это делать подобно тому, как это сделал папа Михаила.
Михаилу 13 лет. Практически каждый вечер он берет свой велосипед и куда-то исчезает на нем, возвращаясь то к восьми, а то и к девяти часам вечера. Чем он занимается, что за компания окружает его - для родителей, как они ни старались, оставалось загадкой.
Июль. Жара. Однажды вечером папа сообщил семье, что на выходные есть идея с семьями двух его друзей отправиться на байдарках по одному из притоков Днепра. Мол, уже договорились в агентстве о маршруте, инструкторе и аренде лодок.
Миша: Я не поеду. У меня свои планы на выходные. Папа: Это твое право. Мы отправляемся на два дня с ночевкой, берем три байдарки. Но можно взять больше лодок и устроить полноценное дикое приключение с ночевкой в лесу. Я вот подумал, что если родители твоих друзей не будут возражать, то ты со своей кампанией можешь к нам присоединиться. Миша: Откуда же я знаю, захотят они или нет?! Папа: Это же твоя компания. Вот и поинтересуйся, потому что если добро будет получено, то пусть родители передадут номера телефонов, по которым я смогу с ними связаться, чтобы решить материальные вопросы поездки.
Михаил задумался и промолчал.
На следующий день он в сопровождении двух ребят и трех девочек впервые, как бы невзначай, прикатил на велике во двор своего дома часов в семь вечера. И с ребятами зашел к себе домой, чтобы попить и набрать воды в велосипедные бутылки. Миша представил своих друзей, и те не преминули уточнить, когда именно может быть организован сплав на байдарках, что для этого нужно и сколько денег стоит поездка. Наиболее активен был парень по имени Женя. Напившись и набрав воду в шесть бутылок, компания столь же быстро исчезла со двора, как и появилась. В этот вечер Миша вернулся домой какой-то возбужденный и раньше обычного. Он предложил помыть посуду. И пока все были на кухне, уточнил, могут ли, кроме тех ребят, с которыми он сегодня приезжал, еще три девочки поехать вместе с папиной компанией и подойдут ли велосипедные перчатки для работы веслами.
Папа: Перчатки подойдут. В крайнем случае, возьмешь с собой лейкопластырь, чтобы заклеить своим подружкам руки, если у них нет перчаток. И скажи своей команде, что стоит поторопиться, иначе или лодок не хватит, или палаток.
Миша: Завтра к семи будет ответ (деловым тоном сообщил он).
На следующий день ровно в семь Мишина компания в полном составе вновь прикатила во двор. Миша позвал отца спуститься к ним, чтобы не оставлять без присмотра велосипеды. Все познакомились, и Мишин папа получил список номеров мобильных телефонов родителей всех пяти школьников.
Папа: Я созвонюсь со всеми, но помимо этого есть одно условие для всех.
Миша (бравируя): Какое еще условие?
Папа: На речном сплаве - сильный помогает слабому, слабый делает все, чтобы справляться с задачей самостоятельно. Нянчиться никто не будет. Это правило для всех. Если согласны, то я пошел звонить. Да, и еще: мы с Мишей сегодня составим список продуктов. А вы завтра сами между собой распределите кто что берет.
Миша с компанией укатил, но вернулся через 15 минут домой.
Миша: Ты уже звонил кому-нибудь? Папа: Еще нет.
Миша: Пора звонить, пока еще не слишком поздно. Понадобится помощь - зови, я буду в своей комнате.
Итоговым результатом затеи Мышиного папы стал двухдневный необычный поход, в котором, помимо всех детей, приняли участие еще четверо их родителей. Мишин папа отметил и некоторые особенности в поведении сына во время похода. Так как каждый из подростков находился в лодке с одним из взрослых, то дети сами выбирали, кто с кем пойдет. В первый день Миша категорически отказался быть в одной лодке с отцом. На берегу во время путешествия Миша брался за любую работу, которую начинали взрослые мужчины. Только на второй день он сам предложил отцу быть с ним в одной лодке. Интересным было и участие детей в вечерне-ночной беседе у костра. Взрослые рассказывали разные истории, которые были посвящены всяким приключениям в их жизни, и роли дружбы, способности действовать совместно с кем-то для выхода из сложных, подчас комичных, ситуаций.
С той поры как состоялось путешествие на байдарках, микроклимат в Мишиной семье постепенно стал меняться к лучшему. Мише был куплен мобильный телефон, и он даже, по собственной инициативе, перезванивал домой, чтобы сообщить, что он к восьми «не поспевает» приехать, но к девяти - точно будет дома.
Чем хорош путь, избранный Мишиным папой? Он хорош именно тем, что учитывает, с одной стороны, потребность ребенка быть в среде сверстников, и, с другой стороны, в то же самое время дети находятся одновременно и в среде взрослых. Именно из этой среды дети черпают информацию, эмоции и мотивы к своему самостоятельному поведению. В таком взаимодействии ребенок уже не видит угрозы своему статусу в компании сверстников. Так что на долю мам и пап выпадают не только пассивные формы участия в жизни своих детей, я имею в виду: способность прощать, умение терпеть и быть снисходительным, но и активные способы коррекции поведения ребенка и возвращение его в рамки дисциплинирующих правил.
Попробовал бы Мишин папа поучить сына тому, как защитить руки, если предстоит довольно тяжелая работа с веслами. Вероятнее всего, Михаил просто не стал бы слушать папины поучения. А Мишин папа очень тонко отдал свой опыт сыну, да еще сдобрил его соусом того, как Миша может выделиться на фоне других мальчишек, проявив заботу о подружках: «В крайнем случае, возьмешь с собой лейкопластырь, чтобы заклеить своим подружкам руки, если у них не будет перчаток». Судя по всему, «загоревшись» идеей совместного приключения, дети и сами начали прилагать усилия к тому, чтобы оно состоялась. Об этом свидетельствуют и первые визиты Мишиных друзей «в гости» к Мишиным родителям. И то, что, вручив Мишиному папе номера телефонов своих родителей, вероятнее всего, каждый из подростков помчался к себе домой, чтобы действительно убедиться в намерениях Мишиного отца, а заодно и подстраховаться на случай возможного сопротивления собственных мам и пап. Доверяй, но проверяй - это не просто слова. Ребенку действительно понадобятся подтверждения того, что родитель искренен в своих намерениях. Мишин папа выдержал и это своеобразное испытание. Возможно, именно этот его поступок является основой доверия, оказанного Мишиному папе и друзьями сына, и самим Мишей.
Порой именно понимания, объективного учета потребностей, более высокой степени свободы и не хватает ребенку, чтобы дисциплинирующие правила сохраняли свою эффективность во времени. Так дай ребенку то, чего ему недостает, и, обретя гармонию между собственными потребностями и пожеланиями родителей, ребенок найдет возможность благодарностью отозваться на проявленные родителем заботу и доверие.