В чем испытывают потребности одаренные дети?

Характеристики одаренных детей



Одаренные дети требуют определенного напряжения от родителей и учителей. Джоан Смагни - специалист по одаренной молодежи. Она находит некоторые общие черты в поведении одаренных детей в возрасте пяти-шести лет:


- выражают любопытство ко многим предметам;


- задают глубокомысленные вопросы;


- обладают расширенным словарным запасом и употребляют предложения сложной структуры;


- решают вопросы своеобразными способами;


- имеют хорошую память;


- проявляют оригинальное воображение;


- быстро учатся и проявляют смекалку и чувство юмора;


- очень наблюдательны;


- долго сохраняют внимание к интересующим их вещам;


- любят чтение.


Кроме того, у одаренных детей отмечаются:


- способности в нескольких областях;


- возбудимость;


- острая восприимчивость;


- страстная любознательность;


- стремление к совершенству;


- абстрактное мышление;


- обостренное чувство честности и справедливости;


- осведомленность в глобальных вопросах;


- предпочтение компании умных сверстников;


- понимание тонких причинно-следственных связей;


- разносторонние интересы, хобби и коллекционирование;


- кипучая энергия.


Естественно, далеко не все одаренные дети обладают полным набором вышеперечисленных характеристик, но если вы замечаете, что у вашего ребенка постоянно проявляется большинство этих свойств и особенностей поведения, вполне вероятно, что у вас одаренный ребенок.


Как отвечать потребностям одаренных детей?


Мифы и ошибочные представления об одаренных детях притупили осознание того, что они нуждаются в особом внимании, однако спросите любых родителей, у которых есть одаренные дети, и вы узнаете, что и у этих детей на самом деле есть особые потребности.


Когда ребенок начинает раскладывать вермишель в виде буковок в алфавитном порядке или составляет из нее слова, вы начинаете подозревать, что у него очень высокое умственное развитие. Если двухлетний малыш, впервые услышавший испанский язык в пере- даче «Улица Сезам», встает на кроватке и правильно повторяет все испанские фразы, если ваш сын-подросток предпочитает исторические журналы комиксам, вы понимаете, что у вас «другой» ребенок. Одни родители рассказывали, что они поняли, что у них одаренный ребенок, когда малыш в возрасте четырех лет, уходя из церкви после службы, потянул священника за рукав и спросил: «Как вы думаете. Бог и Зевс хорошо ладят?» А другие родители говорили нам, как! их ребенок еще до года брал книгу в рот и полз к матери, чтобы она ему почитала, а сейчас жадно читает сам!


Некоторые родители говорят, что они сразу поняли, что их дети отличались от других, но думали, что это плохой знак. Казалось, этих детей совсем не интересовало то, что интересует их сверстников, «нормальных детей», - зато они постоянно задавали вопросы. Я Одаренный ребенок может месяцами интересоваться одной-единственной темой в ущерб всему остальному. Одна мама знала, что ее дочь неглупа, но не понимала насколько, пока не стала готовиться к экзамену по праву, а ее дочь, которая была тогда подростком, решила сдать этот экзамен просто так, за компанию с мамой, - и сдала на ура! Та же самая девочка считала, что вполне могла бы пропустить среднюю школу и поступить прямо в колледж, но признавала, что учеба в школе нужна для социального развития!


Особые потребности одаренных детей


Общаться с одаренными детьми непросто. Природа одаренности предполагает особые потребности, которые часто входят в противоречие с окружающей ребенка средой.


Большинство одаренных детей интроверты, а повышенная чувствительность делает их ранимыми, что порой требует зашиты и поддержки. Помогите своему ребенку понять природу его одаренности. Одна из основных проблем одаренного ребенка в возрасте до десяти лет заключается в том, что он не понимает, что значит быть одаренным. Это загадка! Он понимает, что не похож на других, но не уверен почему и не знает, хорошо это или плохо. Если вашего ребенка в школе считают одаренным и он получил высокий балл за тест на 10, просмотрите с ним результаты теста, особенно обращайте внимания на указатели слабых и сильных сторон. Редко бывает, чтобы одаренные дети были талантливы во всем, и важно, чтобы они поняли это, потому что это один из мифов об одаренности и иногда на этом строятся ожидания. Писатель Джуди Голлбрейт рассказывает нам, что это также тяжелое дополнение к одаренности. В демократичном и равноправном обществе мы все еще сталкиваемся с идеей высшего разума, то есть имеется в виду, видимо, что все остальные - низшие.


Едва ли не самое важное, что вы можете сделать для социального и эмоционального развития вашего ребенка, - это слушать его! Тогда между вами возникнет доверие, а для вашего ребенка оно становится связующим звеном между его внутренним миром и внешним. Признавайте интеллект ребенка, внимательно выслушивая и принимая его опасения, заботы и идеи. Цените его как ученика. Помогайте своему ребенку понять его чувства и признать их реальными.


Системность важна для одаренных детей, также как и возможность выбора в рамках этой системности. Им надо понять причину и следствие и природу обстоятельств. Установите частичный контроль, определив границы и возможности выбора и условия для каждого. Помогайте им предугадывать события и планировать варианты «что если». Давайте им много времени для освоения задания, прежде чем требовать его завершения или перемены деятельности. Объясняйте им то, что вы хотите, чтобы они сделали, и зачем вы хотите, чтобы они это сделали.


Как помочь одаренным детям направить свою энергию в цель?


Уже с дошкольного возраста многие одаренные дети проявляют необычайную сосредоточенность, с огромным желанием и упорством тратя свое время и энергию для достижения того, что им хочется. Они способны ставить свои собственные цели в области их интересов. Часто, однако, им нужно помочь понять, надо или не надо делать что-либо, что лежит вне зоны их понимания или интересов. Также у них возникают трудности с организацией своего времени и деятельности. Обучение им дается легко, поэтому они зачастую не приобретают крепких рабочих навыков и не ценят своих и чужих усилий. Обладание разносторонними талантами и интересами частенько оборачивается проблемой. Такие дети видят столько возможностей и ситуаций, что уделяют время и силы урывками. Поэтому надо помочь детям ставить перед собой реальные цели, определять запас сил и отмечать этапы на пути к достижению своих целей.


Также важно научить вашего одаренного ребенка умению планировать. Потому что одаренные ученики часто ждут до последней минуты, чтобы написать какую-нибудь работу; работа будет не лучшим их творением, но их все равно похвалят. В результате они никогда не достигают пределов своих возможностей. Вы поможете им, если будете настаивать, чтобы они вкладывали в работу силы, и сообщать им, какого качества работу вы от них ждете. Находите для них способы все больше углубляться в особенности интересующего их материала. Пока они не будут заставлять себя, они никогда полностью не раскроют свои возможности. Поощряйте их готовность рисковать и ошибаться, а также воспитывайте в них рабочую этику и способность поддерживать мотивацию. Одаренные дети по природе своей не любят ограничений, что часто приводит к конфликту с требованием соблюдения правил в школе и обществе. Чтобы одаренным детям было уютно в этом мире, надо помогать им понять способы выживания в классе - умение слушать собеседника, просить о помощи и отзываться на такие просьбы, вовремя выполнять задания, участвовать в обсуждениях на уроке.


Давайте возможность одаренному ребенку обретать новый опыт и следовать своим увлечениям, но разъясните ему, что заниматься этим надо ограниченное время, - возможно, вам стоит вместе определить эти часы. Иначе такие дети перескакивают с одного интересующего их предмета на другой без серьезного увлечения и ответственности. Помогите им определить их потребности и интересы.


Часто у одаренных детей развивается страстное увлечение чем-то одним. И хотя мы как родители хотим, чтобы наши дети были «разносторонне развиты», с одаренными детьми это не всегда возможно. Поддерживайте их в деятельности, которую они начинают, и говорите языком одобрения. Делитесь с ними своими увлечениями и поощряйте их собственные. Способствуйте глубокому изучению интересующего их предмета и сами изучайте их круг интересов. Нынешнее увлечение может стать увлечением на всю жизнь, которое ребенок сделает своей профессией или просто будет получать от него радость всю жизнь. Помогайте детям выбирать цели и пути их достижения. Помните, что одаренные дети остро чувствуют несовершенство и несправедливость мира. Помогите им взять определенный контроль над своей жизнью, принимая активное участие в общественной деятельности. Пусть пишут письма издателям книг и газет, входят в состав общественных комитетов, пытаясь исправить то, что им в этом мире не нравится.


Как помочь одаренным детям определить свое место в мире?


Также важно для одаренных детей понять, для чего они здесь. Помогите им определить наилучшее место в этом мире. Один маленький одаренный ученик так выразил свое разочарование: «Знаете, в мире полно идиотов!» Одаренные дети нетерпимы к глупости.


Они считают, что мир находится в руках некомпетентных взрослых, которые допускают несправедливость и противоречия. Случается, что одноклассники считают их «ходячими энциклопедиями» и действительно уважают их авторитет, а одаренные дети так сильно теряются от этого, что хотят скрыться - и порой так и делают. Еще они могут замкнуться в себе и просто ждать, пока кто-нибудь не начнет вместо них. Важно, чтобы родители помогли одаренным детям ценить и принимать тех, кто одарен в меньшей степени. Также важно научить их социально приемлемым и уважительным способам выражения своих убеждений и идей. Научите детей, как не согласиться с собеседником, не обидев его. Порой социальные навыки даются одаренным детям нелегко, им требуется помощь родителей, чтобы понять свои чувства и научиться выражать их в социально приемлемой манере. Посоветуйте ребенку развивать в себе лидерские качества, тогда он сможет направлять других людей, вместо того чтобы расстраиваться от чужой некомпетентности.


Одаренные дети обязательно должны расширять сферу своих интересов ради собственного социального и эмоционального развития, а также чтобы обрести общие темы для общения с окружающими. У одаренных детей часто возникают трудности при общении с другими людьми, которые приводят к чувству социальной изоляции. Они не хотят носить клеймо «не таких, как все», особенно когда приближаются к юношескому возрасту. Исследования показывают, что для них важно проводить некоторое время со своими интеллигентными сверстниками, чтобы стимулировать умственную деятельность и ощутить собственную индивидуальность и принадлежность к обществу, понять, что они нс одиноки. Существуют другие дети, такие же как они, дети, которые их понимают. Одаренным детям надо общаться с другими детьми и сопереживать их чувствам. Ролевые игры и взгляд с чужой точки зрения помогают им расширить свое восприятие и оценить чужие идеи. Родители В силах помочь своим детям обрести общественные навыки - для этого надо специально создавать ситуации общения с людьми или приглашать обсудить способы ведения разговора, представить себя гостем или хозяином дома и т. д.


Один из лучших способов помочь одаренным детям почувствовать себя частью большого сообщества - это предоставлять им возможность помогать другим. Будьте примером и наставником своего ребенка на словах и наделе. Рассказывайте, каково это - нуждаться в помощи и получить ее. Всей семьей собирайте и распределяйте еду для бездомных или работайте в бесплатной столовой. Обращайте внимание ребенка на то, как бабушке пригодилась бы помощь в подрезании кустов или как она обрадовалась бы приходу внука. Помогая одаренному ребенку взять на себя часть семейных обязанностей, вы также помогаете ему чувствовать связь с обществом и считаться с поведением и поступками других людей. Не позволяйте своему одаренному ребенку проявлять асоциальное поведение. Не смотрите равнодушно, когда ваш ребенок оскорбляет и унижает взрослых или детей. Устанавливайте и учите ребенка социальным навыкам. Настаивайте на взаимном уважении. Обсуждайте со своим ребенком вопросы о том, когда важно быть особенным, а когда - частью группы. Объясняйте, что каждый член семьи по-своему важен для семьи. Одни люди - мыслители, другие - деятели авантюристы, меценаты, заботящиеся о других, или «заводилы».


Несколько практических советов


1. Пусть вашему ребенку будет легко делиться с вами своими чувствами и огорчениями. Поддерживайте тему разговора как можно дольше.


2. Устраивайте для ребенка дела или приключения. Предлагайте ему приглашать домой друзей.


Как помочь одаренным детям понять себя?


Одаренные дети должны знать, чем они похожи на других и чем отличаются. Важно помочь детям сократить разницу между тем, как они воспринимают себя и как они воспринимают ожидания других. Часто одаренные дети развиваются неравномерно. Им кажется, что они в худшую сторону отличаются от ровесников, которые более сообразительны в житейских делах или обладают большим опытом общения. Одноклассники и приятели не понимают интересов одаренных детей, и у них зачастую мало общего. Важно, чтобы дети знали, что вы, их родители, и другие люди, чье мнение они ценят, гордитесь их способностями.


Мы должны помочь одаренным детям обрести себя благодаря самоанализу и реалистической самооценке. Это включает и принятие собственной внешности, а также сильных и слабых сторон. У детей развивается положительное отношение к собственному образу, когда они начинают гордиться тем. кто они есть. Помогите им научиться четко различать то, что они могут и не могут делать. Пусть дети гордятся своим интеллектуальным развитием, а не считают себя виноватыми и не нервничают из-за него. И ведите их к признанию своих талантов и сильных сторон. Одаренным детям нужны признание и одобрение окружающих, особенно если их чувство собственной значимости связано с достижениями, действиями или результатами.


Трудности с самоуважением возникают, когда дети чувствуют, что их ценят, потому что они хорошенькие, такие послушные пли так хорошо учатся, тогда как других любят просто потому, что они есть. Одаренные дети иногда сомневаются, любили бы их так же и ценили бы, если бы они перестали Достигать таких успехов. Случается, что покладистый одаренный ребенок, который все детство радует родителей и учителей своими оценками и свершениями, став взрослым, получает мало удовольствия от своих достижений. Одаренные дети порой считают, что достигают вовсе не таких успехов, как их сверстники, или не отвечают ожиданиям родителей. Такой ребенок иногда считает, что его никто не любит, и, возможно, нуждается в помощи, чтобы открыть положительные черты в своем существовании и лучше относиться к себе. Обращайтесь с одаренными детьми как с достойными человеческими существами не потому, что они получают хорошие оценки или хорошо ведут себя.


Многие одаренные дети также страдают от чрезмерной самокритики и склонности к перфекционизму. Обучение дается им легко, но они способны ставить перед собой нереальные задачи. Им требуется наставничество родителей, чтобы избежать стремления к чересчур завышенным целям, попытки достичь которых приведут их к стрессу и чувству разочарования. Детям надо понять, что нет ничего плохого в том, чтобы совершать ошибки и просить о помощи. Давайте им читать биографии людей, которые оступались, но учились на своих ошибках, например Томаса Эдисона и Генри Форда.


Как помочь одаренному ребенку правильно использовать свои силы?


Знание о том, как использовать свои силы, также важно для улучшения их деятельности. Технология обычно легко дается одаренным ученикам и позволяет им расширять и углублять свои знания в интересующей их области. А вот навыки решения задач и принятия решений для них не так просты. Как мы отмечали ранее, обладание многочисленными талантами создает определенные трудности. Одаренные дети зачастую видят слишком много возможностей и нюансов. Процессы принятия решений и решения проблем требуют периодического совместного пересмотра. Одаренным детям нужна помощь в определении и анализе стоящей перед ними проблемы или задачи, перечисления возможных решений, подталкивания к применению этих решений, а затем выбора лучшего решения для данной ситуации в данное время.


Достижение целей, качественное завершение работы, создание дружеских отношений, изучение увлечений, проявление заботливого сопереживания и получение знаний о себе - все это поводы для родительской радости и торжества. Не забывайте это отметить! В конце концов, родители одаренных детей должны подавать пример заботы о себе и здорового образа жизни. Выражайте надежду на будущее и веру в их представления о завтрашнем дне, одновременно радуясь тому, какие они сейчас. Любите своего одаренного ребенка!


Предоставьте одаренным детям возможности для интеллектуального роста


Многие дети не достигают ожидаемого уровня развития. Это часто случается, даже если ребенок, интеллектуально одаренный. Тому может быть множество причин. Одни дети растут в обедненной домашней обстановке, где нет стимулирующих развитие журналов и книг или развивающих игр и игрушек. Другие живут в постоянном стрессе и конфликтах, либо с ними плохо обращаются. Исследования показали, что дети, выросшие в таких условиях, часто не раскрывают свой полный потенциал. Те, кто чувствует себя отверженным и нелюбимым, теряют до 30 баллов. С другой стороны, когда дети растут в обстановке, в которой у них есть возможность изучать разные материалы, участвовать в развивающих разговорах, играть в игры, требующие творческого мышления, и часто получать возможность узнавать новое, они могут значительно улучшить свой уровень интеллекта.


Поэтому важно, чтобы родители находили пути расширения творческих и мыслительных возможностей ребенка. Старайтесь оживлять идеи своего одаренного ребенка поощрительными словами вместо общей похвалы. Исследования показали, что если нахваливать ребенка за его ум, это снижает мотивацию, и ребенок часто начинает преувеличивать свои способности по сравнению со своими сверстниками. Хвалит ребенка за старание и упорство, когда он решает сложную задачу. Поощряйте готовность к риску и обращение за помощью. Создайте дома благоприятную обстановку, чтобы ребенок не боялся совершать ошибки и пробовать новые роли. Напоминайте ему. что ошибки - это возможность учиться. Предъявляйте к ребенку ясные и реалистичные ожидания. Одаренные дети с их стремлением к совершенству сами себе лучшие критики.


Несколько практических советов


1. Время от времени говорите ребенку об уникальных возможностях, которые он получает в школе и которыми ему стоит воспользоваться.


2. Пусть ребенок сочинит и расскажет историю на какую-нибудь тему. В эту историю он должен включить каждого члена семьи и своих домашних питомцев.


3. Отключите звук в мультфильме и предложите ребенку говорить то, что, по его мнению, подходит больше всего.


Заключение


Одаренные дети не всегда доставляют радость родителям. Иногда они вызывают и удивление, и недоумение, а иногда донимают со своими бесконечными «почему?». Несомненно, они требуют пристального внимания, особенно когда приближаются к юношескому» возрасту и хотят быть такими же. как все, а вовсе не особо талантливыми людьми. Одаренным детям важна критика, чтобы помочь им полностью раскрыть и понять свои сильные стороны и способности и какую выгоду они из них могут извлечь. Расширяйте область их интересов, предоставляя им как можно больше возможностей для получения разностороннего опыта, и помогайте им фокусироваться на будущем. Работайте со своими детьми, чтобы помочь им выгодно воспользоваться своим опытом и развить свою собственную мудрость и правильность суждений. Помогайте им распознавать таланты других людей и, что более важно, поощряйте усилия применять их одаренность, чтобы в полной мере раскрыть свои возможности и стать полезными членами общества.