Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Если вы были у врача и он подтвердил ваши опасения, то вам необходимо выработать четкую линию поведения с таким ребенком.



Прежде всего, постарайтесь подробно объяснить всем членам семьи особенности вашего ребенка, от этого будет зависеть, насколько быстро вы сможете справиться с этим состоянием. Не слушайте тех, кто будет уверять вас, что это все глупости, надо дать ремня, и все пройдет. Бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и кто еще у вас есть в семье, должны четко понять, что ребенок не делает ничего специально, чтобы их разозлить, просто он немного иной. Дома должна быть доброжелательная, спокойная обстановка, и, конечно, никаких компьютерных игр или телевизора на ночь, гораздо полезнее почитать ребенку книгу, сколько бы лет ему ни было. Старайтесь не брать его с собой в шумные компании, да и от цирка на какой-то период лучше отказаться, лучше сходите в зоопарк. Все должны придерживаться одной линии воспитания, если что-то нельзя, то нельзя никогда, и никто не имеет права отменить этот запрет. Однако даже запрещать что-то надо спокойным тоном, эти дети очень чувствительны и моментально настраиваются на вашу волну.


Если ребенок еще маленький, да и в пять-шесть лет тоже, лучше убрать подальше все колющиеся, режущие предметы, так как он найдет способ ими пораниться, то, что бьется, тоже лучше держать подальше.


Никогда не давайте ребенку сразу несколько заданий типа: «Убери посуду со стола и постели свою постель». Уверяю вас, он сделает либо одно, либо другое, он просто не может все держать в голове. Гораздо проще попросить убрать со стола, а когда он это сделает, попросить постелить себе постель. Поскольку гипер активные дети часто плохо засыпают, то желательно, чтобы вы какое-то время посидели рядом с ним, почитали или просто погладили.


Если ваш ребенок ходит в детский сад или уже в школу, то вам необходимо поставить воспитателей и учителей в известность о болезни ребенка, чтобы всем вместе выбрать лучшую линию поведения, тактика умалчивания принесет только вред вашему ребенку.


Прежде всего договоритесь, что если ребенок поступает не так, как вам или воспитателю хотелось бы, то и вы и воспитатели вместо гневных окриков «не смей», «отойди», «перестань» скажите: «Ты хороший мальчик, но в данном случае ты поступил плохо. Мы надеемся, что ты так больше делать не будешь». Главное, чтобы запретов было немного, иначе они потеряют свою ценность. «Нельзя в комнате играть мячом, но если ты хочешь что-нибудь покидать, я тебе дам воланчик от бадминтона». Не советую читать долгих нотаций, на третьей фразе он уже отключится, и ничего не будет слышать.


В пять лет уже вполне можно договариваться с ребенком. Составьте список каждодневных дел, которые ребенок вполне может делать, и договоритесь о санкциях, которые последуют, если дела не будут сделаны. Конечно, вам каждый день придется контролировать выполнение заданий, но и санкции должны следовать тут же, иначе ребенок просто забудет, за что его очередной раз наказали.


Не пытайтесь решить сразу все проблемы, чтобы он стал и усидчивым, и внимательным, и плакать перестал, у вас все равно ничего не получится. Если вы решили вначале добиться внимательности, перестаньте обращать внимание на то, что он крутится, и как только вы почувствуете какие-то сдвиги, вы можете маленькими шажками продвигаться вперед, напоминая ему все время, чтобы сидел спокойно. Долго высидеть он все равно не сможет, но даже если это будет на пять минут дольше, чем обычно, - уже праздник. Постарайтесь поговорить с педагогом, чтобы он вначале меньше уделял внимания почерку и аккуратности, чтобы не отбить у малыша желание делать уроки, а самое главное, не снизилась его самооценка. Выполняя дома домашние задания, дайте возможность ребенку каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв, чтобы он мог побегать, а главное, найдите какое-нибудь тихое место и уберите все, что может отвлечь ребенка. В этом случае времени на уроки уйдет гораздо больше, но у вас все равно нет другого выхода. Вашему ребенку делают замечания все - воспитатели, учителя, и вы дополняете этот список, когда возможно, воздержитесь от них, толку все равно мало, а вот самооценка ребенка в результате очень страдает, часто она на нуле или чуть выше.


Я понимаю, что говорить об этом легче, чем сделать, особенно если в классе тридцать человек. Представьте, у педагога несколько таких детей в классе, тут никакой выдержки не хватит, но вместе с тем педагог просто не имеет права отмахнуться от вашей проблемы.